В первые послереволюционные дни тысяча девятьсот семнадцатого года Советская власть наметила масштабные задачи социалистических преобразований в стране, которые охватывали все сферы социально экономической жизни новой Советской России.

Их осуществлению помешало обострение политической ситуации в стране, завершившееся началом гражданской войны и иностранной интервенции, которая официально длилась до декабря тысяча девятьсот двадцатого года.

Сложная обстановка в стране однако не сумела помешать реализации некоторых программ социалистических преобразований. Поскольку Россия до революции была в целом аграрным государством, располагавшим относительно развитой в её центре промышленностью, то первоначально и были поставлены задачи проведения преобразований в аграрном секторе экономики страны.

Уже в тысяча девятьсот девятнадцатом году, в разгар гражданской войны, в Минске состоялся аграрный съезд, где было принято решение о переводе сельскохозяйственного училища из Азарич в поместье Красный Берег. По мнению участников съезда, оно располагало по меркам того времени более надежной социально-экономической и материально-технической базой для подготовки кадров будущего социалистического аграрного производства.

В это время шла война с буржуазно-помещичьей Польшей. Военные действия в основном происходили на территории Беларуси, что делало почти невозможным проведения каких-либо реформ мирного характера. Однако уже тринадцатого сентября тысяча девятьсот двадцатого года в газете «Звезда под №33 в рубрике «Сельскохозяйственная школа»» было опубликовано сообщение Культурно-просветительного отдела Комиссариата земледелия ССРБ: «С первого сентября с.г. открывается в имении «Красный Берег» низшее Бобруйское с\х училище (с.т. Красный Берег Либаво-Роменской ж.д.) При заявлении желающие поступить в училище должны приложить свидетельство об образовании не ниже 1-ой ступени трудовой школы. Ученики пользуются помещением. Проверка знаний желающих поступить в училище будет проводиться путем собеседования. Занятия начнутся в первой половине октября месяца».

В Положении об училище записано: «Цель училища - подготовить учащихся к теоретической и практической деятельности, а также способствовать подъёму сельского хозяйства и распространению среди населения знаний по сельскому хозяйству. Обучение бесплатное. Учащимся предоставляется жилье, одежда, обувь и питание на период обучения. Жизнь и быт училища построены по трудовому принципу».

В первый год работы училища в нем занималось около сорока человек, которых учили два преподавателя. Один из них являлся агрономом со средним сельскохозяйственным образованием, а второй, филолог, имел диплом Петроградского университета. В архиве сохранился интересный документ о нормах выдачи учащимся продуктов питания. Так, в ноябре тысяча девятьсот двадцатого года каждый из них должен был получить по тридцать фунтов ржаной муки и овощей, по семь с половиной фунтов мяса и крупы, по фунту масла, в два раза больше соли, по пуду картофеля и по тридцать бутылок молока. Но в условиях того тяжёлого времени эти нормы не выполнялись.

В тысяча девятьсот двадцатом году студенты из Азарич были переведены в Краснобережское сельскохозяйственное училище.

В тысяча девятьсот двадцать первом году состоялся его первый выпуск, который насчитывал двенадцать человек молодых специалистов сельского хозяйства.

 

Кордияк Иван АлександровичОдним из выпускников этого года был Кордияк Иван Александрович, чьи письма сегодня хранятся в музее истории колледжа. В них он писал: «…В 1920 году училище из Азарич перевезли в поместье Красный Берег. Тут все было разрушено. Нормальная жизнь налаживалась тяжело. Жили в общежитии. Некоторым кровати привозили из дому. В общежитии было холодно. Теплых одеял не было, поэтому, чтобы согреться, спать ложились по трое-четверо, чтобы согревать друг друга. Продуктов для столовой почти не было. Каждый привозил из дому по пуду муки, и из нее варили редкую затирку. Не было соли. Обувью чаще служили лапти и чуни. Но, несмотря на бедность, мы были полные сил и энергии. Все студенты учились успешно. Часто организовывали вечера отдыха, на которых танцевали под скрипку или балалайку играли в фанты и другие игры…».

В июле тысяча девятьсот двадцать первого года Краснобережское низшее сельскохозяйственное училище было переименовано в сельскохозяйственную школу первой ступени. В ней готовили специалистов для практической работы в сельском хозяйстве.

А тридцать первого августа тысяча девятьсот двадцать второго года в протоколе №35 Коллегии Народного комиссариата земледелия ССРБ было зафиксировано постановление, в соответствии с которым Краснобережская сельскохозяйственная школа была наряду с Борисовской переименована в сельскохозяйственный техникум со специализацией на полеводство.

Однако в двадцатые послевоенные годы жизнь в учебном заведении по-прежнему была полна лишений.

 

 

Купреева Анна НестеровнаВот как вспоминала эти годы Купреева Анна Нестеровна, – выпускница тысяча девятьсот двадцать четвертого года, в прошлом старший научный сотрудник Белорусского научно-исследовательского института плодоводства, овощеводства и картофеля: «…Жили в холодном общежитии по 8-12 человек в комнате. Питание было плохое. Основным продуктом были овощи, а самой распространенной едой – затирка. Не хватало учебной литературы, наглядностей почти не было. Все работы в учебном хозяйстве выполняли лошадьми или вручную. После выпуска нас посылали в народные хозяйства, где работали агрономами, землемерами, зоотехниками даже кладовщиками. Техникум сыграл для меня основную роль в моей жизни…»

Купреева Анна Нестеровна

 

 

 

 

 

 

 

Клишевич Владимир Федорович

В техникуме преимущественно занимались дети из бедных крестьянских семей. Сорок-пятьдесят процентов учебного времени отводилось практическому обучению, хотя предусматривалось и всесторонняя теоретическая подготовка. Так выпускник техникума тысяча девятьсот двадцать шестого года Клишевич Владимир Федорович писал: «Исполнению моих агрономических обязанностей на протяжении того большого периода моей жизни я обязан техникуму, давшему мне хорошую основу агрономических и зоотехнических знаний».

Клишевич Владимир Федорович

 

 

 

 

 

 

 

 

В одном из писем выпускника тысяча девятьсот двадцать шестого года Дубовского Адама Афанасьевича перечислены время и предметы в период обучения в техникуме «Обучение длилось 3 года, в течение которых учащиеся должны были усвоить знания по 37 предметам, из них 12 – общеобразовательных и 25 – агрономических:

Это:

  1. Белорусоведение.
  2. Русский язык и литература.
  3. Обществоведение.
  4. Политическая экономия.
  5. Алгебра.
  6. Геометрия.
  7. Тригонометрия.
  8. Ботаника.
  9. Зоология.
  10. Минералогия.
  11. Геология.
  12. Физика.
  13. Метеорология.
  14. Неорганическая химия.
  15. Органическая химия.
  16. Химия аналитическая.
  17. Химия агрономическая.
  18. Сельскохозяйственная техника.
  19. Энтомология.
  20. Анатомия и физиология домашних животных.
  21. Анатомия и физиология растений.
  22. Почвоведение.
  23. Общее земледелие.
  24. Удобрение.
  25. Машиноведение.
  26. Частное земледелие.
  27. Садоводство, огородничество, пчеловодство.
  28. Общее животноводство.
  29. Частное животноводство.
  30. Сельскохозяйственная экономика и статистика.
  31. Сельскохозяйственное счетоводство.
  32. Сельскохозяйственная кооперация.
  33. Общественная экономика».

Оставшийся предметы в письме выпускника тысяча девятьсот двадцать шестого года Дубовского Адама Афанасьевича не указаны.

Дубовский Адам Афанасьевич

Занятия проходили в жилых помещениях помещичьего имения, а другие здания и сооружения усадьбы служили учащимся и преподавателям мастерскими, складами, учебными аудиториями, общежитиями и тому подобное. Строительство новых учебных помещений в довоенные годы не проводилось. И лишь после Великой Отечественной войны на территории студенческого городка было построено двух этажное деревянное здание, которое попеременно служило то учебным корпусом, то общежитием. И только в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году началось строительство четырех этажного учебного корпуса, где теперь занимаются студенты агрономических специальностей. А в тысяча девятьсот восемьдесят первом году был сдан в эксплуатацию учебный корпус для обучения учащихся по специальности «Механизация сельского хозяйства».

 

 

 

 

 

 

Год за годом увеличивался количественный состав учащихся, рос и укреплялся квалифицированными кадрами педагогический коллектив учебного заведения. И если в тысяча девятьсот двадцатом году преподавателей было двое – Мальчевский Григорий Адамович, агарном со средним специальным образованием и Федосеев Иван Федосавич, филолог с высшим образованием, в тысяча девятьсот двадцать первом году – шесть преподавателей, то в тысяча девятьсот двадцать третьем году их было уже семнадцать.

Это:

  1. Говако Петр Александрович – директор, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  2. Зеньчик Павел Викентьевич - преподаватель общеобразовательных предметов, начало работы – тысяча девятьсот двадцать первый год.
  3. Барановский Иосиф Иванович – преподаватель естественных агрономических предметов, начало работы – тысяча девятьсот двадцать шестой год.
  4. Прокопенко Демьян Игнатьевич – преподаватель естественных агрономических предметов, начало работы – тысяча девятьсот двадцать второй год.
  5. Богданов Евгений Петрович – преподаватель естественных агрономических предметов, начало работы – тысяча девятьсот двадцать второй год.
  6. Корниевский Иосиф Александрович – заведующий фермой, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  7. Жарин Михаил Иванович – преподаватель зоологии, ветеринарии и животноводства, начало работы – тысяча девятьсот двадцать первый год.
  8. Гриневич Афанасий Макарович – старший инструктор, начало работы – тысяча девятьсот двадцать второй год.
  9. Сенькевич Андрей Иванович – инструктор по животноводству, начало работы – тысяча девятьсот двадцать второй год.
  10. Гаврилович Александр Иванович – бухгалтер, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  11. Масевич Вячеслав Антонович – преподаватель политграмоты, заведующий общежитием, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  12. Конколович Георгий Степанович – заведующий складом, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  13. Дещенко Григорий Демидович – делопроизводитель, начало работы – тысяча девятьсот двадцать третий год.
  14. Ренкель Роберт Иоганович – преподаватель животноводства, начало работы – тысяча девятьсот двадцать первый год.
  15. Бураков Сигизмунд Иосифович – и. о. делопроизводителя, начало работы – тысяча девятьсот двадцать первый год.
  16. Гаврилович Александр Иванович – бухгалтер, начало работы – тысяча девятьсот двадцать второй год.
  17. Крупенко Софья Ивановна – экономка, начало работы – тысяча девятьсот двадцатый год.

Завершая эту статистику, отметим, что сегодня в Краснобережском государственном аграрном колледже работает семьдесят шесть преподавателей и восемьдесят пять сотрудников разного профиля работы.

В годы НЭПа Краснобережский сельскохозяйственный техникум был преобразован в школу сельскохозяйственного ученичества, а годы подготовки страны к коллективизации эта школа была преобразована в агропедтехникум со специальностью «Агроном – педагог для единой трудовой семилетней школы с сельскохозяйственным уклоном».

Выпускников агропедтехникума отправляли на работу в сельские школы с задачей подготовки учащихся выпускных классов к работе в социалистических сельхозпредприятиях и объединениях – совхозах и колхозах.

Развитие в стране отраслей производства по переработке сельскохозяйственной продукции, которые нуждались в квалифицированных кадрах, привели к изменениям в профиле подготовки кадров.

В тысяча девятьсот двадцать девятом году в учебном заведении была открыта одногодичная школа броварства и крахмальства, первый выпуск которой состоялся в тысяча девятьсот тридцатом году. В том же – тысяча девятьсот двадцать девятом году, при школе были также организованы курсы техники и культуры. К началу тридцатых годов школа была вновь переименована в техникум для подготовки специалистов по крахмальству и винокурению.

 

С конца двадцатых до тысяча девятьсот сорокового года учебное заведение попеременно готовило специалистов сферы аграрного производства с учетом требований социалистического строительства в СССР.

В тысяча девятьсот сороковом году техникум вновь был реорганизован в учебное заведение для подготовки технических кадров для сельского хозяйства. Оно стало называться техникумом механизации сельского хозяйства. Работа по подготовке технических кадров для села была прервана Великой Отечественной войной и оккупацией Красного Берега. И только в тысяча девятьсот шестидесятом году техникум вновь стал называться сельскохозяйственным.

С тысяча девятьсот шестьдесят пятого года обучение в техникуме проходило по двум специальностям:

  • агроном-полевод.
  • агроном по защите растений.

В тысяча девятьсот семидесятом году сельскохозяйственный техникум был реорганизован в совхоз-техникум.

С тысяча девятьсот семьдесят второго года в совхозе-техникуме ведется обучение по двум основным профессиям агроном-полевод и автомеханик.

В тысяча девятьсот девяносто шестом году учебное заведение вновь получает статус сельскохозяйственного техникума.

С две тысячи первого года техникум стал называться учреждением образования «Краснобережский государственный сельскохозяйственный техникум».

В две тысячи втором году он получает современный статус: учреждение образования «Краснобережский государственный аграрный колледж».

Государство возложило руководство учебным заведением на опытных, профессионально подготовленных специалистов, которые внесли неоценимый вклад в развитие, как учебного заведения, так и укрепление структуры аграрного образования республики.

Это имена директоров и руководителей колледжа:

  1. Мальчевский Григорий Адамович. С тысяча девятьсот двадцатого до начала тысяча девятьсот двадцать первого года – организатор работы учебного заведения.
  2. Морозов Сидор Степанович. С весны до осени тысяча девятьсот двадцать первого года. В училище велась работа по увеличению числа учащихся. В тот период времени в училище занималось восемьдесят два учащихся. В июле тысяча девятьсот двадцать первого года училище было преобразовано в сельскохозяйственную школу.
  3. Палфёров-Распопин Яков Яковлевич. С января тысяча девятьсот двадцать второго по январь тысяча девятьсот двадцать третьего года. Сельскохозяйственная школа была преобразована в сельскохозяйственный техникум (в тысяча девятьсот двадцать втором), продолжалась работа по созданию учебной и производственной базы учебного заведения.
  4. Зеньчик Павел Викентьевич. Временно исполнял обязанности директора с двадцать третьего января тысяча девятьсот двадцать третьего года до десятого марта тысяча девятьсот двадцать третьего года.
  5. Говако Петр Александрович. Директор техникума с десятого марта тысяча девятьсот двадцать третьего года по двадцать третье февраля тысяча девятьсот двадцать четвертого года.
  6. Мандрик Дмитрий Григорьевич. Временно исполняющий обязанности директора техникума. С двадцать первого февраля тысяча девятьсот двадцать четвертого года по девятое апреля тысяча девятьсот двадцать четвертого года.
  7. Кишкель Петр Васильевич. Исполняющий обязанности директора с девятого апреля тысяча девятьсот двадцать четвертого года до первого сентября тысяча девятьсот двадцать четвертого года.
  8. Казюко Виктор Михайлович. Исполняющий обязанности директора с первого сентября тысяча девятьсот двадцать четвертого года до первого декабря тысяча девятьсот двадцать четвертого года.
  9. Жванский Викентий Антонович. Директор с первого декабря тысяча девятьсот двадцать четвертого до первого октября тысяча девятьсот двадцать седьмого года – вел работу по подготовке учащихся к использованию новых агротехнических приемов возделывания почвы для применении их ими в крестьянских хозяйствах.
  10. Зинюк Яков Михайлович. Директор с первого октября тысяча девятьсот двадцать седьмого года.
  11. Проценко Иван Николаевич. Директор с тысяча девятьсот тридцать третьего по тысяча девятьсот тридцать пятый год.
  12. Громаков Иван Михайлович. Директор с тысяча девятьсот тридцать пятого по тысяча девятьсот тридцать девятый год, большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию учащихся.
  13. Боев Иван Федорович. Директор с тысяча девятьсот тридцать девятого по тысяча девятьсот сорок первый год, в первые дни оккупации Красного Берега он был расстрелян немцами вместе с учащимися второго курса агрономического отделения.
  14. Строка Георгий Петрович. Директор с тысяча девятьсот сорок четвертого по тысяча девятьсот сорок шестой год. Занимался восстановлением разрушенного войной учебного хозяйства и организовывал учебный процесс в техникуме.
  15. Щекотович Петр Яковлевич. Директор с тысяча девятьсот сорок шестого по тысяча девятьсот пятидесятый год, в это время был куплен первый трактор в учебное хозяйство техникума.
  16. Ненашев Владимир Аврамович. Директор с тысяча девятьсот пятьдесят первого по тысяча девятьсот пятьдесят девятый год, при нем повысилась урожайность зерновых культур в учебном хозяйстве, началось строительство нового учебного корпуса.
  17. Яскевич Виктор Потапович. Директор с тысяча девятьсот шестидесятого по тысяча девятьсот шестьдесят пятый год, в эти годы началось строительство восьми и шестнадцати квартирных домов, он уделял внимание укреплению производственной базы техникума.
  18. Шаргаев Дмитрий Михайлович. Директор с тысяча девятьсот шестьдесят пятого по тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год. При нем, завершилось строительство общежития номер один и свинофермы.
  19. Пантеев Владимир Кондратьевич. Директор с тысяча девятьсот шестьдесят восьмого по тысяча девятьсот семьдесят восьмой год, при нем велось активное строительство жилых домов, общежитий, спортивных сооружений.
  20. Абаревич Анатолий Владимирович. Директор с тысяча девятьсот семьдесят восьмого по тысяча девятьсот восемьдесят первый год, при нем был построен семидесяти шести квартирный дом, танцплощадка, сдан в эксплуатацию учебный корпус механизации сельского хозяйства началось строительство котельной.
  21. Мелащенко Анатолий Григорьевич. Директор с тысяча девятьсот восемьдесят первого по тысяча девятьсот восемьдесят четвертый год, проводил активную работу по расширению производственной базы, при нем сдана в эксплуатацию котельная и семидесяти шести квартирный дом.
  22. Марушкевич Борис Макарович. Периодически исполнял обязанности директора учебного заведения на протяжении тысяча девятьсот восемьдесят четвертого, в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом и тысяча девятьсот девяностых годах.
  23. Кульчицкий Николай Митрофанович. Директор с тысяча девятьсот восемьдесят пятого по тысяча девятьсот девяностый год, в эти годы продолжалось строительство жилья для преподавателей и сотрудников техникума, и создано искусственное озеро.
  24. Ворожбитов Владимир Степанович. Директор с тысяча девятьсот девяносто первого по тысяча девятьсот девяносто шестой год, при нем был построен поселок для переселенцев-чернобыльцев и открыт большой спортзал.
  25. Мазок Алексей Иванович. Директор с тысяча девятьсот девяносто шестого и работает в настоящее время, при его активном содействии был открыт недалеко от техникума продовольственный магазин, в своей работе уделяет много внимания наведению порядка и благоустройства учебного заведения. Проводит работу по укреплению его материально-технической базы. Ведет активную общественною работу.

Со дня основания и на протяжении многих лет работа учебного заведения была направлена на подготовку специалистов исключительно для аграрного сектора экономики нашей страны.

Это:

  1. Агроном-полевод – с тысяча девятьсот двадцатого года и на всем протяжении работы колледжа. На сегодняшний день эта специальность называется "Агрономия"
  2. Агроном-педагог для единой семилетней школы с сельскохозяйственным уклоном (два выпуска – тысяча девятьсот тридцатый и тысяча девятьсот тридцать первый годы).
  3. Агроном-инструктор по броварству и крахмальству – один выпуск в тысяча девятьсот тридцатом году.
  4. Агроном по крахмальству и винокурению – с начала до середины тридцатых годов. Выпуски в тысяча девятьсот тридцать третьем и в тысяча девятьсот тридцать четвертом годах.
  5. Техник-механик для сельскохозяйственного производства. Начало подготовки – тысяча девятьсот тридцать второй год.
  6. Техник-электрик, начало подготовки с тысяча девятьсот пятьдесят второго года.
  7. Агроном-плодовощевод – набор с тысяча девятьсот пятьдесят девятого года. Последний выпуск – тысяча девятьсот шестьдесят седьмой год.
  8. Агроном по защите растений – набор с тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года. Последний выпуск – тысяча девятьсот семьдесят первый год.
  9. Техник-землеустроитель. Начало набора с тысяча девятьсот девяносто пятого года. Состоялось четыре выпуска.
  10. Агроном специальности "Агрохимия, семеноводства и защита растений" – начало набора тысяча девятьсот девяносто третий год. Выпуск специалистов продолжается.
  11. Специальность «Управление в агропромышленном комплексе». Профессии - фермер, организатор сельскохозяйственного производства. Год набора – тысяча девятьсот девяносто восьмой – тысяча девятьсот девяносто девятый. Выпуск специалистов продолжается.

За годы своей деятельности учебное заведение подготовило и направило в сельскохозяйственные организации почти пятнадцать тысяч агрономов, три с половиной тысячи специалистов в отрасли механизации, двести сорок пять специалистов по землеустройству, полторы тысячи агрономов по защите растений. Сто тридцать специалистов в отрасли управления в агропромышленном комплексе, девяносто пять зоотехников, немного более тридцати учителей для школ с сельскохозяйственным уклоном и агрономов-технологов по производству крахмала, вдвое больше ветврачей среднего звена и других специалистов.

Указанные цифры свидетельствуют о постоянной и целенаправленной работе педагогического коллектива и его руководства по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена для современного аграрного производства.